Эффективность - главное конкурентное преимущество
+421 944-117-223
+7 925 623-95-99
Задайте вопрос консультанту

Статьи и публикации

Ярлыки, оценки, образы и пропаганда.

Немного про ярлыки, пропаганду и здравый смысл.

    Существуя в социуме, человек вынужден строить свои взаимоотношения с другими людьми - оппонентами, группами людей, сообществами. Каким образом он это делает - зависит от его мировосприятия. Мировосприятие – это и есть тот фильтр или та призма, на которую направлено действие пропаганды.

  Попробовал создать для себя классификацию мировосприятия. Ни в коем случае не претендую на новизну и глубокую научность, но все-таки что-то для себя прояснил. Так вот, в итоге получил разделение на три вида или способа мировосприятия, по результатам применения которых индивид, используя соответствующие-же поведенческие модели, строит свои взаимоотношения. Т.е. человек относится к оппоненту так, как он разглядел его через свою «призму».

   Первый вид, назову его «Черно-белый, контрастный». Итогом рассмотрения (классификации оппонента) является приклеивание ярлыка. Ярлыки всего двух видов – «Свой» или «Чужой», или «наш» и «не наш». Основанием для классификации под тот или другой ярлык обычно является принадлежность или непринадлежность оппонента к группе лиц, к которой принадлежит сам индивид. Группировка может быть как на почве религии, расовых и националистических представлений, так и на основе районов проживания или предпочтения разных футбольных команд. Поведенческая модель предельно простая, которую можно выразить так: своим все чужим ничего. Практически безоговорочное доверие и оправдание действий «своих» вместе с бескомпромиссным отрицанием и порицанием действий «чужих» без анализа конкретных фактов, окружения, сложившейся ситуации. Идеологические оправдания обычно находятся в догмах. Именно в догмах (религиозных учениях, расовых и националистских теориях, «пацанских» понятиях), которые не подвергаются обсуждению, а обязаны приниматься группой на веру. Это наиболее простой вид мировосприятия. Он не требует больших умственных и временных усилий для применения и легко служит оправданием любых поступков, так как ответственность за них индивид подспудно перекладывает на догмы или их проповедников.

   Второй вид назову «Черно-белый с оттенками серого». В отличие от контрастного, при этом способе оппоненту или его действиям не навешивается ярлык, а дается оценка хороший – плохой или правильный – неправильный. Почему с оттенками серого – потому что оценки могут иметь и промежуточные значения – не очень плохой, плохой, но все-таки терпимый, хороший, но не совсем и т.д. Основанием для классификации (оценки) обычно являются внешние социальные установки в совокупности с личным опытом и представлением о «правильном». Т.е человек сравнивает не с догмами, а с личным эталоном поведения или личными представлениями о вкусе, красоте и пр. Не исключено, что личные представления выработаны на основании тех же догм, но все-таки оценивается конкретное поведение или высказывание человека, а не просто его принадлежность к группам. Именно такому виду восприятия присущи понятия «авторитет», «идеал» в отличие от «вождь» или «лидер» для приверженцев контраста. Поведенческая модель выражается в том, что действия и слова оппонента рассматриваются через призму предшествующей оценки. Чужое мнение воспринимается, если оно совпадает с личным. Часто навязывается своя точки зрения. Противоположное мнение отвергается, но без агрессии, просто делается очередная переоценка оппонента. Это, пожалуй, наиболее часто применяемая форма взаимодействия в обычных условиях существования общества.

  Третий вид - цветной. Итогом проводимой классификации оппонента является не приклеивание ярлыка, не раздача оценок, а создание или определение для себя «образа» оппонента. Каждый оппонент воспринимается не как свой или чужой, не как хороший или плохой, а как «другой». Каждый оппонент – другой, непохожий, нестандартный и воспринимать его нужно только в совокупности его проявлений. Восприятие образа происходит на основании постоянно пополняемых знаний о различных группах. Классификация носит многомерный характер в зависимости от принадлежности оппонента к тем или иным группам с учетом индивидуальных качеств. К примеру если оппонент чернокожий, спортсмен, мусульманин - то мы будем ожидать от него одно поведение, а если это еврейский мальчик, скрипач - то другое, естественно с учетом дополнительных знаний об их личностях. Поведенческая модель стоится на основании ожиданий реакции, присущей представителям группы. Приветствуется ненавязчивый обмен мнениями и информацией. Толерантность.

      Однажды я делился этой классификацией в компании и меня спросили – а которая модель правильная? Я заметил, что единственным ответом на этот вопрос будет вывод, что спрашивающий использует второй вид мировосприятия, потому что сразу пытается дать оценку. Если воспользоваться третьим видом, то нет правильных и неправильных. Все они существуют, значит нужно воспринимать их как данное. Все способы применяются всеми людьми, только в разных пропорциях, в разных ситуациях и с разной частотой. Применяет человек тот или иной способ зависит, как мне кажется, от текущей ситуации, а именно что важнее - скорость принятия решения (оценки ситуации и оппонента) или качество принятия такого решения. Если острая нехватка времени для принятия оценки или если последствия ошибки незначительны или маловероятны – то вполне можно не напрягая мозг пойти по первому пути. Допустим вы ловите такси, остановились две машины, в одной водитель «вашей» группы, к примеру славянин средних лет с православной иконкой на торпеде, а в другой смуглый юнец с кавказской музыкой в магнитоле, то вы скорее всего садите в первую. Хотя, по большому счету вам важно его водительское умение, которое таким образом никак не оценить, но риск не очень большой и времени на проверку нет. Но если последствия неправильной оценки оппонента могут быть значительными, то важно использовать более интеллектуальные способы мировосприятия. Опять же к примеру – вам предстоит серьезная операция на сердце. Нужно будет выбирать между неопытным хирургом, но тоже болеющим за вашу футбольную команду или профессором, но неуважаемой вами национальности – кого вы выберете?


Возврат к списку